Музей

Официальный интернет-портал правовой информации 

 

Об обращении депутатов Думы городского округа Чапаевск в Самарскую Губернскую Думу о необходимости внесения изменений в часть 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ.

                                                                                                                                            

Дума городского округа Чапаевск

Самарской области

5-го созыва

 

РЕШЕНИЕ

принято «26» февраля 2015 года                                                               № 533

Об обращении депутатов Думы городского округа Чапаевск в Самарскую Губернскую Думу о внесении изменений в часть 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ.

               В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь Уставом городского округа Чапаевск, Дума городского округа Чапаевск

РЕШИЛА:

1. Принять обращение депутатов Думы городского округа Чапаевск в Самарскую Губернскую Думу о внесении изменений в часть 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ(приложение).

2. Направить данное обращение в Самарскую Губернскую Думу и в представительные органы муниципальных образований Самарской области.

3. Решение вступает в силу со дня его подписания.

 

 

Председатель Думы                                                             А.М. Шамьянов

                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 
   


Приложение к решению

 

Думы городского округа Чапаевск

№  533 от «26» февраля 2015г.

 

 

Обращение депутатов Думы городского округа Чапаевск в Самарскую Губернскую Думу о внесении изменений в часть 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ.

                Согласно части 1 статьи 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора».

         Второе и третье предложения данной нормы по смыслу противоречат друг другу: если собственники помещений в доме, обладающие более чем 50% голосов, являются одной стороной заключаемого договора, то как будто управляющей компании не требуется заключать договоры с каждым из собственников – достаточно заключить их лишь с 51% собственников. Между тем согласно второму предложению данной части договор должен быть заключен с каждым из собственников, без каких-либо исключений.

         Третье предложение было введено в ч. 1 ст. 162 ЖК РФ Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ, по-видимому, как раз в связи с возникновением у управляющих компаний естественных трудностей, порожденных необходимостью заключения договоров управления со всеми без исключения собственниками помещений в МКД, часть из которых может не проживать в квартире либо просто уклоняться от подписания такого договора.

         Частью 4 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Такие условия, как правило, утверждаются общим собранием собственников помещений в МКД одновременно с принятием решения о выборе способа управления и управляющей организации (это следует и из ч. 1 ст. 162 ЖК РФ). При этом легитимные решения общего собрания собственников помещений в МКД являются обязательными для всех собственников, в том числе и тех, кто не принимал в них участия, и тех, кто голосовал против данного решения (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

         Между тем судебная практика исходит из того, что заключение договора управления является обязательным лишь для управляющей организации; для собственника оно является обязательным лишь если управляющая компания отобрана по результатам открытого конкурса (ст. 445 ГК РФ). На такой подход не влияет и фактическое оказание управляющей организацией услуг.

В то же время в соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354) договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами.

         Не теряет своей актуальности проблема распространения условий договора управления на лиц, не являющихся его участниками.  Применительно к нанимателям по договорам социального и коммерческого найма, решить этот вопрос положительно можно лишь в отношении первых. Вопрос же о распространении условий договора управления на собственников, недобросовестно уклоняющихся от заключения такого договора, остается открытым.

         Таким образом, у собственников, формально принявших решение о выборе управляющей организации, остается возможность «блокировать» реализацию данного решения, что создает пагубную неопределенность в правоотношениях. При этом у управляющей организации отсутствуют правовые механизмы понуждения собственника к заключению договора.

         Исправить положение можно, изложив ч. 1 ст. 162 в следующей редакции: «1. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решением общего собрания утверждаются условия данного договора и избирается лицо, уполномоченное от имени собственников помещений в многоквартирном доме на подписание договора управления. При этом каждый собственник помещения в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копию данного договора».

         Учитывая изложенное, Дума городского округа Чапаевск предлагает Самарской Губернской Думе выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального собрания РФ о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ в части  дополнения части 1 статьи 162 ЖК РФ:  после слов "путем подписания одного документа, подписанного сторонами"  дополнить словами "в случае выбора управляющей организации  открытым конкурсом".

 

16 марта 2016 г.

Вернуться