Музей

Официальный интернет-портал правовой информации 

 

Рекомендации участников заседания «круглого стола» на тему «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы»

Утверждено

Решением Совета Думы

городского округа Чапаевск

от 26.10.2017г.

 

Рекомендации

участников заседания «круглого стола» на тему

«Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы»

 

24 октября 2017 года                                                                          г. Чапаевск

Бездуховность, безнравственность, а также преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство. Отсюда приоритетными направлениями воспитания сегодня являются воспитание духовно и физически здоровой личности; гражданина, патриота и гуманиста; трудолюбивой и конкурентоспособной личности; творческой, саморазвивающейся личности.

Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у молодежи, а также качеств патриота и защитника Родины.

Согласно Указу Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

В Законе РФ «Об образовании» духовно-нравственное воспитание рассматривается как важнейший приоритет государственной образовательной политики. Оно направлено на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ национального самосознания.

Для организации эффективного воспитательного пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, традиционных российских религиозных объединений, ибо в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Чем больше социальных партнёров будет вовлечено в процесс реализации духовно-нравственного воспитания учащихся, тем эффективнее будет результат. Несмотря на многообразие партнёрских связей, ведущая же, содержательно определяющая роль в создании духовно-нравственного уклада школьной жизни, несомненно, должна принадлежать субъектам образовательного процесса.

Целью государственной молодежной политики в Самарской области согласно государственной программе Самарской области "Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области" на 2015 - 2020 годы является совершенствование условий для гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, расширения возможностей для ее эффективной самореализации и содействия успешной интеграции в общество в интересах региона и России в целом.

Среди социальных партнёров, участвующих в духовно-нравственном развитии и воспитании детей, важное место занимают родители, семья. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Педагог А.С.Макаренко утверждал: «Хорошее воспитание детей – это наша счастливая старость. Плохое – это наше горе, наши слезы». Главное в воспитании маленького человека в семье – это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться, как себя вести в различных ситуациях. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознаваемая ею, система воспитания детей. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания.

С целью оказания помощи родительской общественности, общеобразовательным учреждениям в учебно-воспитательном процессе был создан городской родительский комитет, на заседаниях которого среди прочих насущных вопросов обсуждаются вопросы духовно-нравственного воспитания молодёжи.

Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека
«нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести
ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и
самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному
самосовершенствованию.

Воспитание таких качеств личности, как патриотизм, нравственность,
духовность, служение Отечеству является традиционным направлением для
российской школы. Важным требованием социума является
духовно-нравственное развитие молодых людей.

Функции образовательных учреждений при организации духовно-нравственного воспитания учащихся заключаются в следующем:
- создание духовно-нравственной среды в коллективе;

- стимулирование здорового образа жизни;

- совместное творчество педагогов и обучающихся;
- коррекция индивидуальных путей морального становления каждого
отдельного ученика;

- стимулирование самопознания и самовоспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности традиционно осуществлялось преподавателями гуманитарных дисциплин, таких как: литература, история и обществознание, музыка, изобразительное искусство, краеведение, экология.... В рамках образовательных программ учащиеся знакомятся с историческим прошлым нашего народа, с яркими страницами истории Отечества, стремятся постичь истину, следуя за поисками счастья и смысла жизни героев литературных произведений, на примере судеб многих великих русских полководцев, учёных, мыслителей, священнослужителей, учащиеся знакомятся с примером беззаветного и бескорыстного служения Родине, своему народу. Знакомясь с творениями писателей, художников, композиторов, творчеством актёров, музыкантов учащиеся приобщаются к миру прекрасного, что, безусловно, позитивно отражается на их духовном развитии. Школа содействует формированию целостной структуры личности, что позволит ребёнку в будущем успешно преодолевать кризисные периоды взросления, достигнув зрелого возраста, быть духовно здоровым человеком,  гражданином своего Отечества.

Огромные воспитательные возможности сосредоточены в музейной педагогике. В городе есть хороший краеведческий музей, и действуют музейные комнаты Боевой и трудовой славы, дающие не только знания об истории родного края, традициях и обычаях наших предшествующих поколений, но и свидетельствуют о ярких и памятных исторических периодах нашей страны, рассказывают о судьбах наших земляков. Когда-то учёный Дмитрий Сергеевич Лихачёв отметил: «Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками».

Музеи обладают огромным образовательно – воспитательным потенциалом, так как сохраняют и экспонируют подлинные исторические документы, как свидетельства об исторических датах, событиях, людях. Именно с использованием возможностей музеев реализуется основная цель гуманитарного образования – становление человека как духовно-нравственной личности.

Таким образом, то, в каком направлении будет развиваться личность ребёнка, зависит как от нравственной атмосферы в классе, школьного уклада, так и от участия родителей в процессе воспитания и обучения.

     Участники Круглого стола отмечают:

1. в образовательных учреждения города сложилась система работы, осуществляющая программно-целевой подход к духовно - нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию школьников.

2. работу по гражданско-патриотическому воспитанию необходимо начинать с ранних лет, несмотря на то, что многие впечатления детьми еще не осознанны и не глубоки, но пропущенные через детское восприятие, они играет огромную роль в становлении личности патриота, в формировании ценностных качеств.

3. важнейшими составляющими дошкольного, общего и дополнительного образования является духовность, нравственность, патриотизм, понятия, которые практически неотделимы друг от друга.

4. недостаточно используются потенциал семьи, родительской общественности и общественных организаций; современные формы и методы патриотического воспитания молодежи по формированию гражданской позиции.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники заседания «круглого стола», исходя из необходимости повышения качества духовно-нравственного воспитания

 

РЕКОМЕНДУЮТ:

Образовательным учреждениям городского округа Чапаевск:
1.продолжить реализацию воспитательных программ по развитию духовных традиций Отечества, сохранению и преумножению национального, культурного и духовного наследия России, утверждению в сознании детей патриотических ценностей, взглядов и убеждений, повышению престижа военной службы.
2. проводить мониторинг эффективности мероприятий в сфере гражданско – патриотического и духовно - нравственного воспитания детей.
3. использовать современные педагогические технологии, позволяющие развивать такие качества, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникабельность, стремление оказать помощь, работать в команде.

4. оказывать методическую помощь родителям в формировании гражданско – патриотических и духовно-нравственных качеств обучающихся, активно вовлекать их в педагогический процесс.


Юго-Западному управлению министерства образования и науки Самарской области:

1.продолжить практику проведения конференций, педагогических чтений, методических семинаров для руководителей и педагогов образовательных учреждений по проблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.


МКУ «Департамент культуры и молодежного развития администрации городского округа Чапаевск»:

1. Привлекать к участию в мероприятиях, направленных на развитие социально-педагогического партнерства в области духовно-нравственного воспитания, учащихся и педагогов образовательных учреждений города, а также молодёжные структуры.

 

29 января 2018 г.

Вернуться